Электронную подпись при сделках с недвижимостью можно будет использовать только с согласия владельца имущества. Поводом для нововведения стали многочисленные жалобы о подделке цифровых подписей
Во вторник, 13 августа, вступает в силу закон, который регулирует порядок применения электронной подписи при проведении сделок с недвижимостью. По новым правилам электронную сделку можно провести только при условии, что собственник заранее уведомит об этом Росреестр: либо придет лично и напишет заявление, либо отправит его по почте. При этом подлинность подписи заявителя при почтовом отправлении должна быть заверена нотариусом.
Поводом для таких поправок в законодательство стали многочисленные случаи подделки цифровых подписей. О некоторых историях рассказывала Business FM.
Мошенники подарили жителю Уфы квартиру в Москве от лица ее владельца Романа. Недвижимость досталась ему в наследство от отца. О том, что у квартиры новый хозяин, мужчина узнал из пришедшей в мае платежки. Начал выяснять, что произошло. Оказалось, что мошенники подделали электронную подпись, которой у него никогда не было. Однако теперь новый владелец может делать с квартирой все что угодно. Вот что рассказал сам Роман.
— Он или кто-то другой может теперь, как мне сказали, опять продавать мою квартиру через интернет. Заказал справки: в выписке из ЕГРН указано, что 22 октября 2018 года я подарил квартиру этому господину.
— Электронная подпись — штука непростая. Это физический носитель, это флэшка, к которой нужно знать ПИН-код.
— Такого у меня точно нет. У меня нет физического носителя с ПИН-кодом, прямо сто процентов такого нет. На моей памяти такого я никогда не получал.
По новому закону надо заранее сообщать в Росреестр, что вы собираетесь продавать квартиру, и лучше это сделать лично, а не пользоваться почтой. При этом новый документ на прежние сделки не распространяется. Комментирует директор юридического агентства «Абгарян и Партнеры» Акоп Абгарян.
Акоп Абгарян
директор юридического агентства «Абгарян и Партнеры»
«Те сделки, которые были признаны по каким-то факторам недействительными, надо оспаривать по тому закону, который существовал на дату заключения сделки. По данному закону предоставляется право направления почтой, то есть любой мошенник может подделать то же самое заявление, потому что личного участия, получается, нет в регпалате. Он может подделать печать нотариуса, отправить письмо почтой в регпалату, там будут отметки, и сделка будет совершена. Я бы не говорил, что этот закон как-то обезопасит людей. Он немного усложнит работу мошенникам, и все. Необходима более тщательная проверка: может, какие-то контрольные звонки делать, дополнительно связываться с продавцом, установить больший срок для регистрации, юридической проверки документов».
В России сделка регистрируется за десять дней, после чего выдают документы о смене собственника. На Западе все очень консервативно: сделки регистрируются долго, проверяется каждый фактор, каждый листик, каждая электронная подпись. Хотя чаще, несмотря на прогресс, в делах квартирных там тоже действуют по старинке, отметил управляющий партнер компании Webster Константин Ковалев.
Константин Ковалев
управляющий партнер компании Webster
«Электронная подпись упрощает многие процедуры в нашей жизни, но является ли регистрация прав собственности такой частой процедурой, которой пользуются граждане хотя бы каждый год? Семьи в России меняют свое место жительства приблизительно 2,5-3 раза за всю жизнь. Поэтому, если посмотреть на ее введение в странах Западной Европы, то популярностью она не пользуется. Электронная подпись имеет место и разрешена законом во многих странах, но все равно большинство граждан пользуются простым порядком, который существует на протяжении десятилетий, если не веков. Я проводил много сделок в Англии, там это невозможно сделать без присутствия специальных адвокатов, нотариусов, оценщиков. При этом все лицензированы, под постоянным контролем. Поэтому в Европе переход на электронный документооборот более сложен, чем в России».
Все эксперты соглашаются, что нынешний документ — шаг назад, но подчеркивают, что он необходим. А все надежды возлагают на блокчейн. Это такая распределенная база данных, к которой имеют доступ все ее участники. Они и выступают в качестве коллективного нотариуса, который подтверждает истинность информации в базе.