5 июля 2024
В начале второго полугодия произошло несколько заметных событий, которые могут значительно повлиять на экономическую ситуацию в стране. Во-первых, плановое повышение тарифов ЖКХ, а во-вторых, отменена программа льготной ипотеки. Наконец, Банк России ужесточил условия кредитов для заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Практически все монетарные меры сейчас рассматриваются через призму инфляции, которая продолжает оставаться на высоком уровне. Как изменения регулирования повлияют на рост цен, разбирались «Известия».Что изменилось в июле
Повышение тарифов ЖКХ традиционно проводится 1 июля, хотя в 2023 году такого не было (вместо этого они увеличивались дважды в 2022-м). В каждом регионе расценки меняются по-разному: в текущем году они выросли в диапазоне от 4% (Хакасия) до 15% (Забайкальский край). Средний показатель по всей стране составил чуть менее 10%, в Москве — 11%.
В прошлом повышение тарифов часто называлось одной из причин инфляции, но это мнение разделялось не всеми, поскольку стоимость ЖКУ уже следовала за повышением цен. В нашем случае тарифы выросли на размер больший, чем годовая инфляция, но не стоит забывать, что это повышение было первым за полтора года.
Одновременно Банк России продолжил свою программу действий по ужесточению условий кредитования. Существовавшая с 2020 года льготная ипотека была отменена (на момент отмены ее размер составлял 8%). По льготной ипотеке жилье в новостройке мог купить любой человек вне зависимости от региона, возраста и семейного положения. Размер ставки в июне был в два с лишним раза ниже рыночного.
Льготная ипотека поддержала застройщиков в период кризиса, а вот ее эффект для потребителей был не столь однозначным: с одной стороны, многие люди смогли приобрести жилье и метраж на душу населения значительно вырос, с другой — большое количество квартир не слишком приспособлены для жизни из-за малой площади и являются по сути спекулятивным активом. В целом доступность жилья в новостройках за четыре года даже несколько снизилась. Ну и самое главное, льготная ипотека в значительной степени помогла разогнать инфляцию.
Еще одна новация июля от ЦБ — надбавка к коэффициентам риска для банков, которые выдают автомобильные кредиты. Мера коснется всех займов, где показатель долговой нагрузки составляет более 50% (то есть заемщик тратит более половины своего дохода). Это приведет к повышению ставок и охлаждению соответствующего рынка, который растет более чем в полтора раза за год, что не радует ЦБ. Это решение также можно рассматривать в контексте борьбы с инфляцией.
Какова будет равнодействующая принятых мер? Ситуация с инфляцией сейчас довольно серьезная — в годовом исчислении она достигла 8,57%. Это намного выше таргета, а повышение ключевой ставки пока не работает. Сейчас ЦБ предпринимает меры в некоторых отдельных отраслях, чтобы замедлить рост кредитования и тем самым охладить экономику.
Ожидаемое повышение
В краткосрочной перспективе повышение тарифов ЖКХ может усилить инфляционное давление, тогда как ограничения на кредитование и отмена льготной ипотеки могут иметь сдерживающий эффект на общий уровень цен с некоторым временным лагом, рассказала аналитик «Цифра брокер» Полина Щукина.
— В среднесрочной перспективе всё будет зависеть от макроэкономической ситуации, реакции других секторов экономики и мер, предпринимаемых ЦБ и правительством для контроля инфляции, — добавила эксперт.
По словам старшего аналитика УК «Первая» Натальи Ващелюк, повышение тарифов ЖКХ было ожидаемым и соответствует прогнозу социально-экономического развития, опубликованному в сентябре 2023 года.
Она отмечает, что прямой вклад в инфляцию может составить 0,5–0,6 процентного пункта. Так как размер индексации превышает привычные 4%, увеличение тарифов может не только напрямую повлиять на инфляцию, но и привести к росту инфляционных ожиданий. Что касается ипотечного кредитования и проектного финансирования, то они обеспечивали примерно 30% прироста портфеля банковских кредитов населению и нефинансовым организациям в 2023 году и в январе–апреле 2024 года, указала собеседница.
— Застройщики ускоренно запускали новые проекты во второй половине 2023-го и первой половине 2024 года, чтобы успеть воспользоваться высоким спросом на жилье перед завершением льготной ипотеки. По предварительным оценкам ДОМ.РФ, в июне выдача ипотеки составила 711 млрд рублей (примерно +13% г/г), так как население стремилось воспользоваться льготной ипотекой до ее завершения. Доля льготных программ в общей выдаче ипотеки в июне достигла рекордных 89% по объему, — привела данные эксперт.
Ващелюк добавила, что после 1 июля активность застройщиков по запуску новых проектов должна снизиться, как и спрос на проектное финансирование. Спрос на ипотеку уменьшится примерно на триллион рублей. Влияние отмены льготной ипотеки на экономику будет проявляться постепенно в течение полугода–года.
Впрочем, считает собеседница «Известий», инфляционное давление способно дополнительно увеличиться из-за роста риска вторичных санкций и возможных проблем с осуществлением платежей по внешнеторговым операциям.
— В результате в 2024 году инфляция может составить 6,5–7%. Банк России, по прогнозу, повысит ключевую ставку на заседании в июле до 18%. Дезинфляционный эффект от высоких процентных ставок и сворачивания льготной ипотеки может проявиться в 2025 году, и вместе с замедлением роста зарплат и некоторой нормализацией ситуации с расчетами за импорт привести к снижению инфляции к концу года до 4,3% год к году, — комментирует аналитик.
Притормозить кредитование
По словам руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, траектория инфляции пока идет заметно выше прогнозной траектории ЦБ. Повышение тарифов ЖКХ с 1 июля — в среднем по стране на 9,8% — неизбежно отразится на инфляции уже в июле. С учетом доли коммунальных услуг в структуре индекса потребительских цен Росстата (почти 6%) вклад индексации коммунальных тарифов в инфляцию может составить не менее 0,6 процентного пункта. Но это разовый и ожидаемый эффект, который не должен сам по себе приводить к увеличению инфляции в среднесрочной перспективе.
— Инфляционное давление поддерживается со стороны дисбаланса спроса и предложения. Внутренний спрос продолжает разогреваться ростом бюджетных расходов и госинвестиций, остро дефицитным рынком труда (что видно по рекордному с 2008 года росту зарплат) и повышенными темпами роста кредитования.
Беленькая добавила, что высокая ключевая ставка ЦБ должна была бы затормозить рост внутреннего спроса и снизить инфляционное давление.
— Однако если ключевая ставка в целом достаточно эффективно влияет на сберегательное поведение граждан, то текущей жесткости денежно-кредитной политики (ДКП), по-видимому, не хватает для того, чтобы существенно замедлить темпы роста кредитования; трансмиссия ДКП по кредитному каналу недостаточно эффективна, — отмечает эксперт.
По ее словам, в значительной мере это связано с искажающим влиянием льготных программ кредитования по субсидируемым государством ставкам. С июля перестанет действовать программа безадресной льготной ипотеки и будут пересмотрены параметры семейной ипотеки, что может способствовать более ощутимому замедлению роста кредитования, которого пытается добиться ЦБ. К тому же регулятор продолжает ужесточать макропруденциальное регулирование, что ограничивает возможности банков по увеличению кредитования.
Ольга Беленькая ожидает, что пик годовой инфляции будет достигнут в июле и приблизится к 9%, а к концу года она опустится в лучшем случае до 6–6,5%.
По словам директора S+Консалтинг Евгения Романенко, если предпринятые ЦБ меры будут сопровождаться дополнительным стимулированием экономики — введением различных налоговых льгот, поддержкой малого бизнеса, созданием новых рабочих мест — инфляция может быть стабилизирована.
Июльское охлаждение: как отмена льготной ипотеки скажется на инфляции